Исповедь

Исповедь
Вопрос подготовки к Таинству Покаяния и Таинству Евхаристии сложен и для воцерковленных христиан, твердо стоящим в Православной вере, не говоря уже о человеке только, что начавшим ходить в храм, посещающим Церковные службы и хоть как-то интересующемуся делами прихода. Поэтому и подход здесь нужен особый, мягкий и не однозначный.

Начнем с того, что исповедь есть Церковное Таинство, Таинство Покаяния. Почему Таинство, возникает здесь вопрос? Что тайного может быть в исповеди священнику, кроме тайны самой исповеди? Да, бесспорно тайна исповеди это непреложное условие покаяния, но это только тайна исповеди как таковой. Тайна, которую священник ни под каким предлогом раскрывать не должен и не обязан. Но почему тогда Таинство? И почему мы пишем слово Таинство с большой буквы?

Потому что на исповеди невидимо присутствует Сам Господь Бог наш Иисус Христос. Разрешает (прощает) нас от грехов Сам Бог, который таинственно присутствует в храме во время исповеди. Священник, он посредник между Богом и кающимся человеком. Покаяние есть тайна. Тайна, сокрытая от глаз человеческих. Поэтому и Таинство Покаяния.

Особенно после первой исповеди человек явно ощущает, как некий груз сваливается с его плеч. Ему становится легко и свободно. Каждый Православный человек может поделиться этим своим ощущением. Ощущением легкости, когда кажется, можешь летать. Господь прощает (разрешает) грехи и человек становится свободным.

Какие же основные вехи в Таинстве Покаяния? Это, конечно же, сама подготовка к исповеди. Желательно покопаться в своей душе, выписать свои грехи на листок и прийти на вечернюю службу. А почему на листок спросит кто-нибудь? Потому, хочется ответить тут, что враг человеческий всячески мешает покаяться христианину. Многое или почти все забывается, мысли путаются, и исповедь иной раз превращается либо в молчаливое усилие вспомнить хотя бы один грех, либо в длинный рассказ о своей жизни. Хорошо, если ты последний в очереди, а если за тобой еще человек сорок, тогда как? Нужно не рассказывать про свою жизнь, а каяться в своих грехах. Тут-то как раз и помогает листок с выписанными на него своими грехами. Всенощную службу нужно отстоять всю целиком. Особенно, если мы твердо решили Причащаться на следующий день Святых Христовых Таин.

Причастие
ТАИНСТВО СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ (ЕВХАРИСТИИ)

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Евангелие от Ианна 6 глава, 53 стих). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Евангелие от Ионна 6 глава, 56 стих). Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Евхаристии. Самое Таинство было установлено Господом на Тайной Вечери. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26 глава, 26-28 стихи). Как учит Святая Церковь, христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом. Таинство Евхаристии зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, взращивает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
Вместе с тем, как бы ни было для нас необходимо причастие Тела и Крови Христовых, оно не может иметь места, если не предшествует ему покаяние. Апостол Павел пишет: «…кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27 — 30). Как мы видим из слов апостола Павла, Таинство Причащения будет действенно лишь при надлежащем приготовлении к нему, при предшествующей самопроверке и покаянии в грехах. И если последнего не было, то человек обрекается на немощь, болезни и даже смерть.

Как часто надо причащаться Святых Таин?
Праведный Иоанн Кронштадтский указывал на забытое апостольское правило отлучать от Церкви тех, кто три недели не был у Святого Причастия. Разумеется, очень хорошо причащаться и в дни своих именин и рождения, а супругам — в день их бракосочетания. Преподобный Алексий Зосимовский рекомендовал своим духовным детям принимать причастие также и в памятные дни их усопших близких — в дни их кончины и именин. Это способствует единению во Христе живых и отшедших в иной мир.

О приготовлении ко Причащению Святых Таин
Желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома – читать Евангелие, утренние и вечерние молитвы, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. Вычитывается определенное молитвенное правило. Обычно оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению.
С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен ко Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак, не курить. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подходить к Святой Чаше?
Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.
Вот эти правила:
Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее.
Когда открываются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук.
Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.
Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться.
Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду.
Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христа Спасителя.
Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.
У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.
Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.
Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день.
В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.
Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *